FANDOM

К разработке системных принципов: общая теория систем и альтернативный подход. Виталий Дубровский

http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6566

ни один из вышеупомянутых принципов не имеет отношения к концептуальным системам и, как уже давно заметил Акофф (Ackoff, 1964), ОТС не может претендовать на то, что она общая теория, если она не применима к концептуальным системам

подводя итоги электронной дискуссии об общесистемных принципах, в которой участвовали члены Международного Общества по Системным Наукам (ISSS), Tom Mandel (E-mail to SIG Chairs, 10 февраля, 2000) писал: «Мне кажется неправдоподобным, что никто не выступил и не сказал: «Вот наши принципы». (Я думал, что если я заявил что никаких принципов не существует, кто-нибудь меня опровергнет.) Мы что только сейчас спохватились с определением наших принципов?» Если после полувековых усилий ОТС неспособна справиться со своим предметом то спрашивается в чём проблема — в негодных методах, неверном определении предмета, или и в том и в другом?

Идентификация изоморфизмов не способна произвести системные принципы

Согласно Берталанфи (von Bertalanffy, 1969–1998), целью идентификации изоморфизмов, или структурных характеристик, общих для теоретических моделей из различных научных дисциплин, является получение системных принципов

WebsterDictionary определяет принцип как «фундаментальный, первичный или общий закон или истина, из которой другие выводятся». Существенно подобные определения дают философские словари, например, Honderich (1995) и Angeles (1981). В соответствии с этим определением, только первичные, то есть непроизводные, положения, применимые к любым системам и служащие основанием для выведения изоморфизмов, могут с полным правом называться принципами. Это означает что даже те производные, или выведенные, изоморфизмы, которые применимы к любым системам, неправильно называть принципами. Но это также означает, что идентификация и выведение изоморфизмов с помощью обобщения в принципе неспособны произвести общесистемные принципы, или основания, поскольку сами основаны на предполагаемых Берталанфи «системных принципах» или «системных свойствах». - это не аргумент. Пусть это не есть «принцип» по определению словаря, но это есть более общее положение, которое применимо к любой системе.

Формальное конструирование теоретических моделей не способно произвести общесистемные принципы

Росс Эшби (Ashby, 1958) предложил «начать с другого конца»: «Вместо того, чтобы исследовать сначала одну систему, затем вторую, третью и так далее, следуют противоположному принципу — рассматривают множества «всех мыслимых систем» и потом сокращают это множество до более разумных пределов».

Аргумент: машина, открытая система, чёрный ящик, и другие считаются общесистемными понятиями на том основании, что, в отличие от традиционных теоретических конструкций, они вводились с целью объединения науки и строились на основании междисциплинарных эмпирических знаний. И хотя эти модели действительно имеют широкое междисциплинарное применение ни одна из них не может претендовать на общесистемность. Например, живые организмы не могут быть адекватно представлены как машины (Bertalanffy, 1969; Rosen, 1991), и втекание и вытекание материла не применимо к концептуальным системам, которые, следовательно, ни закрыты ни открыты — ничего не понятно и не доказано

Исследование систем не способно произвести общесистемные принципы

Рассел Акофф (Ackoff, 1964) объяснил неэффективность идентификации изоморфизмов как метода разработки общесистемных принципов тем, что ОТС имплицитно предполагает, что структура реальности изоморфна структуре науки, то есть реальность можно подразделить на физическую, биологическую, социологическую и так далее. В качестве альтернативного подхода, он предложил «исследование систем» (systems research, в то время включающий исследование операций и системотехнику). Он утверждал, что исследование систем имеет дело с реальными системами, какими они являются на самом деле, и производит такие знания, которые не могут быть разнесены в соответствии с существующими научными дисциплинами. По Акоффу, объединение науки может быть осуществлено путём разработки системных теоретических моделей в процессе исследования систем, проводимом коллективами специалистов из различных дисциплин. Такие модели выходят далеко за рамки обобщений дисциплинарных теорий. Такими моделями являются теория управления запасами, теория очередей и другими.

в отношении общесистемных принципов, исследование систем может рассматриваться как сочетание двух рассмотренных выше методов — формального конструирования теоретических моделей, ассимилирующих междисциплинарный эмпирический материал, и последующей идентификацией общих для этих моделей изоморфизмов

когда физика была доминирующей наукой и полагалось, что сама реальность такова, какой она представлена в онтологической картине физики, возникла идеология редукционизма физикализма, согласно которой онтологические картины всех наук должны сводиться к физической.

ОТС возникла как оппозиция редукционизму, в предположении что биологическая, психологическая и социологическая онтологические картины несводимы ни к физической, ни к друг другу, потому что они соответствуют различным уровням реальности как таковой. - Появление новых качеств на новой ступени организации материи.

Система-вит.дубр.

Онтологическая картина системы.

В первой части этой статьи было продемонстрировано что натуралистический подход, рассматривающий системы как реальные объекты и имеющий дело с физическими, химическими, географическими и другими дисциплинарными системами, а также с формальными системами — машинами, открытыми. /закрытыми системами, и системами управления запасами и им подобными,

потерпел полный провал в формулировке общесистемных принципов. В этой статье предлагается альтернативный подход, основанный на положении, что система является не реальным объектом, а концепцией разума.

В соответствии с этим подходом, системная наука не может эмпирически изучать реальные системы просто потому, что их не существует. Вместо этого, системная наука должна эмпирически исследовать системное мышление (а более точно, системное разумение) в философии, науке, инженерии, и практических приложениях (Щедровицкий, 1964; 1975). Переформулируя идею Вильгельма Виндельбанда о предмете истории философии (Windelband, 1900), я предлагаю рассматривать эмпирическое исследование систем как историческое исследование развития системных принципов. Это означает, что, помимо многого другого, эмпирический анализ каждого акта системного мышления должен преследовать двоякую цель: (1) реконструкцию системных принципов, лежащих в основе данного акта (а может и даже сформулированных в нём), (2) и включение его в схему исторического развития системных принципов. - Это не удовлетворительно. Предлагается изучать историю системного мышления, а не объективную реальность. Автор – неокантианец.