FANDOM

Из Саранска

До 2005 г. сотрудничал с В. Бугерой

"Революционная работа и псевдореволюционные организации"

По его взглядам, организации раскалываются потому, что нет настоящей работы. Я же считаю, что причина в том, что нет современной теории, ибо именно это должно направлять деятельность.

"Очерки истории революционного движения в России, 1790-1890 гг."

Пока капитализму не удалось заменить людей роботами, до тех пор присущие людям потребности в творческом труде, бескорыстном познании и в братском товариществе будут время от времени прорываться, и в некий момент спровоцированной капитализмом катастрофы именно они, в сочетании с созданными капитализмом человеческими производительными силами и с революционной волей инициативного меньшинства угнетенных классов могут повернуть колесо истории в совершенно новом направлении...

Воспроизводство вещей vs. Воспроизводство людей

1.       «бегунство» - религиозная, сектантская форма протеста, http://samlib.ru/i/insarow_m/ocherki2.shtml

2.       Радищев – дальний предшественник народников, http://samlib.ru/i/insarow_m/ocherki3.shtml

3.       Декабристы (упустил критику Грибоедова, Пушкина)

4.       Бакунин http://samlib.ru/i/insarow_m/ocherki6.shtml

5.       Герцен - Делай, что должен, и будь, что будет, - самое хорошее правило поведения в истории.

6.       Нечаев – о себе:

"... Мы из народа, со шкурой, прохваченной зубами современного устройства, руководимые ненавистью ко всему ненародному, не имеющие понятий о нравственных обязанностях и чести по отношению к тому миру, который ненавидим и от которого ничего не ждем, кроме зла...

Мы - дети голодных, задавленных лишениями отцов, доведенных до отупения и идиотизма матерей.

Мы, взросшие в среде грязи и невежества, среди оскорблений и унижений; с колыбели презираемые и угнетаемые всевозможными негодяями, счастливо живущими при существующем порядке.

Мы, для которых семья была преддверием каторги, для которых лучшая пора юности прошла в борьбе с нищетой и голодом, пора любви, пора увлечений в суровой погоне за куском хлеба.

Мы, у которых все прошлое переполнено горечью и страданиями, в будущем тот же ряд унижений, оскорблений, голодных дней и бессонных ночей, а в конце концов суды, остроги, тюрьмы, рудники или виселица.

Мы находимся в положении невыносимом, и, так или иначе, хотим выйти из него.

Вот почему в изменении существующего порядка общественных отношений заключаются все наши желания, стремления, все заветные цели.

Мы можем хотеть только народной революции.

Мы хотим ее, и мы произведем ее"

М.И. : Однако, чтобы быть хорошим революционером, недостаточно одной ненависти, требуются, в придачу к ней, и другие качества, которыми Нечаев не обладал. Он плохо разбирался в людях, и потому обращался не к их лучшим, а к их худшим сторонам, будучи сторонником системы мистификаций и шитого белыми нитками иезуитизма. Желая приобрести себе полезный, как он считал, для дела, авторитет, он распустил слух, что якобы был арестован полицией, но сумел сбежать из тюрьмы, и, после этой своей мистификации, в марте 1869г. уехал за границу. Там он смог убедить Бакунина и Огарева - но не Герцена! - что является представителем якобы существующей в России мощной подпольной организации, и с помощью Бакунина и Огарева отпечатал массу прокламаций, которые по открытой почте рассылал в Россию всем известным и неизвестным адресатам. То, что адресаты будут иметь крупные неприятности от полиции, Нечаев знал прекрасно, однако действовал в том расчете, что полицейские репрессии выкуют из играющих в революцию баричей настоящих борцов.

Организацию свою Нечаев создавал из людей случайных, объединена она была только его собственной неукротимой волей и грандиозной мистификацией, никакой деятельности всерьез проводить не могла и не пыталась. Когда один из членов организации, студент Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии Иван Иванов усомнился в существовании "Комитета" и заявил о выходе из "Народной расправы", Нечаеву стало понятно, что это начало конца, начало развала организации. Чтобы пресечь развал, он убедил нескольких активистов "Народной расправы", что Иванов - провокатор, и 21 ноября 1869г. Иванов был убит. Через несколько дней убийство было раскрыто, Нечаев успел эмигрировать за границу, а остальные участники убийства были арестованы.

при всем личном бескорыстии и фанатизме Нечаева путь, предлагавшийся им, путь иезуитчины и революционного генеральства, вел, каковые бы ни были субъективные намерения самого Нечаева, не к освобождению угнетенных масс от всяческого гнета, но лишь к смене одного гнета другим. Это прекрасно поняли революционеры - народники 1870-х годов. В изданной ими в 1875г. брошюре "Сытые и голодные" есть исчерпывающая характеристика Нечаева, которой и следует завершить отдел о нем:

"Нечаев мало знал историю человеческого общества. Не ведал он, что захватывали власть разные люди, но народа не облагодетельствовали. Не знал он, что если сам рабочий люд не спасет себя, то не спасут его никакие доброжелатели. Такие люди, как Нечаев, сами того не замечая, постепенно делаются врагами тех, за кого хотят жизнь свою положить. Нечаев был враг вольного союза общин трудящегося народа; он не доверял здравому смыслу и воле народа; он считал народ рабочий бессмысленной толпой, которой надо командовать.."

7.       Чайковцы – Перовская, Кропоткин

8.       Лавров, Идеология народничества: "Боевой клич рабочего социализма заключается, как известно, в двух формулах:

Прекращение эксплуатации человека человеком.

Прекращение управления человека человеком.

Заметим, что пока другие знают больше, чем мы, эти другие будут управлять нами, однако по нашему обоюдному согласию.

работа Лаврова "Исторические письма". Именно в ней с наибольшей последовательностью была сформулирована еще одна ключевая идея народничества - идея долга интеллигенции народу. Интеллигенты, получившие знания за счет народного труда, должны передать эти знания народу и содействовать тем самым его освобождению

9.       Разночинная интеллигенция –

Каждое общество представляет собой систему производства вещей, людей и идей. Люди, занятые производством вещей - это работники материального производства, крестьяне и рабочие (как было сказано в другом месте, сейчас к ним добавляются инженеры и отчасти ученые - технари), люди, занятые производством людей, - не как биологических особей, разумеется, а как элементов данных социальных отношений - это бюрократия, управленческий и карательный аппарат и вообще правящие классы, чья деятельность заключается прежде всего в воспроизводстве эксплуататорских социальных отношений, работники, занятые в производстве идей - это интеллигенты.

Лекция "Революционная организация"